Staff-Master

Как проходить собеседование?

Любая достойная работа начинается… с собеседования. Хорошо, если вы организовали поиск работы так, что вас приглашают на собеседование в разные места и у вас в итоге остается некоторый выбор. И даже в качестве «просто тренинга» рассматривать некоторые собеседования не возбраняется; учтите только, что конкретные требования и сама процедура в разных фирмах могут быть разные.
Но в общем все потенциальные рабочие места в плане собеседования можно условно разделить на 3 группы.
1. Крупные компании, где имеется так называемый «менеджер по персоналу», или проще – то, что раньше называлось «кадровик».
2. Компании среднего размера, где с вами будет собеседовать ваш будущий начальник – но не «хозяин дела», а такой же наемный работник, только рангом повыше.
3. Небольшие компании – где владелец фирмы, ваш будущий начальник и «кадровик» выступают в одном лице.

Вариант 1. Общение с «кадровиком» в плане собеседования может оказаться проще всего. Обычно его основной обязанностью является «подбор квалифицированных кадров на соответствующие должности». Таким образом, основное, что от вас требуется — показать собеседнику вашу квалификацию и соответствие данной должности. Хорошо также, если вы все свои достижения в профессиональном плане подтвердите разными дипломами, сертификатами и прочими справочками. Некоторым кадровикам это особенно нравится. А еще при этом продемонстрируйте владение (но не пустое жонглирование!) вашей специальной терминологией. Как минимум затем, чтобы подтвердить: ваши справочки – реальное свидетельство вашей профессиональной искушенности.

И в любом случае ведите диалог в доброжелательно-спокойном расположении духа. Дабы показать, что вы человек достаточно уравновешенный и в некотором роде «универсальный» – можете и в команде работать, прислушиваясь к мнению других; и свое собственное мнение, буде понадобится, сможете отстоять, — но взвешенно и аргументированно. То есть постарайтесь показать не только достаточность вашей квалификации, но и степень вашей неконфликтности.

Вообще собеседование с менеджером по персоналу  – это первый этап, на котором отбраковываются «явно не подходящие фирме» кандидаты. А сам по себе процесс принятия на работу – более сложный, многоэтапный. Так что приготовьтесь к «забегу на относительно длинную дистанцию» и рассчитайте силы, не «выкладываясь полностью» на первом собеседовании. Позже вам, если благополучно минуете «кадровика», предстоит собеседование с руководителем подразделения, в котором вы непосредственно будете трудиться (см. вариант 2). А если ваша предполагаемая должность более высокого уровня – вас может ожидать еще и собеседование «для кандидатов на средние и топ-менеджерские позиции».

Разумеется, существуют менеджеры по персоналу (как правило, с психологическим образованием), которые (по приказу начальства или по собственной инициативе) любят задавать кандидату разные заковыристые вопросы – что называется, «психологизировать». Например: «Почему именно вас мы должны взять на работу?» Или: «Почему вы устраиваетесь на работу именно в нашу фирму?» Причем у каждого такого «психологизирующего кадровика» есть «свой правильный ответ» на подобные вопросы. И никогда не угадаешь – какой. Более того, это делается нередко еще и для того, чтобы проверить вашу эмоциональную и стрессовую устойчивость. Поэтому подобных вопросов не стоит пугаться – как не стоит и мучительно пытаться «угадать правильный ответ». Лучше ответить нейтрально, опираясь не на эмоции, а на логику и смысл. Например: «Вы не должны взять на работу именно меня: я предоставляю вам наравне с другими кандидатами информацию о своей профессиональной компетентности и личностной структуре, а ваше право – решать, кого из кандидатов вы предпочтете». Равно как и не стоит растекаться необоснованными дифирамбами о том, как вы «с детства мечтали работать в этой структуре». Разумнее ответить также с позиции здравого смысла: «Я полагаю, что ваша компания – одна из тех, где мою профессиональную компетентность могут оценить адекватно.» Говоря психологическим языком – стройте свое общение с кадровиком по принципу «Взрослый-Взрослый». А не лепечите как напуганный ребенок на допросе у строгого родителя.

И еще: если некое «моральное давление» во время собеседования будет излишне выраженным, — задумайтесь: может быть, в этой фирме вся работа построена на постоянной «проверке стрессоустойчивости», давлении извне и прочих подводных камнях? Ведь на собеседовании не только вас испытывают как потенциального работника, но и вы изучаете – каковы условия в данном месте и каков, в частности, внутренний психологический климат. И годна ли в конце концов такая работа для вас.

 

Вариант 2. Если собеседование проводит ваш потенциальный «непосредственный начальник» – здесь сложностей может оказаться несколько больше. Готовьтесь к тому, что данный человек (особенно учитывая то, что он тоже наемный работник) в процессе набора сотрудников может решать какие-то свои проблемы. Что далеко не всегда сопряжено с политикой фирмы в целом. Потому что начальник подбирает не просто лиц той или иной квалификации: он выбирает себе ПОДЧИНЕННЫХ. И здесь, чтобы «стать избранным», важно показать не столько свой профессионализм, сколько лояльность и «умение подчиняться».
Однако эффективнее всего демонстрировать «умение подчиняться достойно»: уважительно и вежливо, но не падая безоговорочно ниц перед боссом.. Такой начальник будет чувствовать, что вы – сильный человек, но при этом готовы принять его руководство; таким образом сам он ощутит себя «еще выше и значительнее» (мне часто приходится приводить такой пример, что укротитель львов ощущает себя более сильным, нежели укротитель кроликов). И за одно это будущий шеф может выбрать именно вас.

Тем не менее потенциальный начальник тоже подчас способен откровенно «психологизировать», демонстрируя предполагаемому подчиненному свои «познания в людоведении». Учтите, что эти попытки будущего босса могут оказаться ближе не к людоведению, а к «людоедению». То есть с помощью психологического давления он попытается не просто «испытать вас на стрессоустойчивость», а проверить – можно ли вас «скушать». И если да, то вы будете приняты. Однако решайте сами – соглашаться ли на работу под руководством такого начальника?..

 

Вариант 3. Беседа с непосредственным хозяином фирмы. Сложность этого варианта в том, что мотивация вашего собеседника далеко не всегда очевидна даже в первом приближении. Формально он вроде бы прямо заинтересован в развитии своего дела, но с помощью бизнеса (благо бизнес свой собственный) может решать и какие-то иные задачи. И чего ему от вас нужно РЕАЛЬНО – может и сам не знать.
Если вы намерены пройти такое собеседование успешно – постарайтесь выйти с таким хозяином в «режим эмпатии», иначе говоря – понравиться ему эмоционально. (Разумеется, не перебарщивая с выражением даже положительных эмоций: потому что их излишек, наоборот, может напугать.) В частности — выразите свою готовность к сотрудничеству, продемонстрируйте честность и открытость. Потому что в такой фирме, где собеседования проводит сам хозяин, подчиненным обычно доверено больше, чем написано в контракте и должностных инструкциях. И обычно в таких компаниях у сотрудников – самый высокий «потенциал роста», хотя этот потенциал порой и недооценивается.
Азбучные истины:

- на собеседование, как и на любой экзамен, нужно приходить в ясном уме: как минимум выспаться и позавтракать.
- внешний вид в первую очередь должен быть опрятным. Если костюм новый – заранее походите в нем хотя бы по дому, чтобы непривычная одежда не добавляла вам скованности.
- Уместно до интервью собрать максимум доступной информации о потенциальном работодателе и условиях работы у него. Что-то может быть взято просто с сайта компании или из ее рекламных материалов. Немало также может быть найдено поиском по сети. Если есть возможность получить информацию от того кто в данной компании работал или работает — это тем более хорошо.
- не поленитесь отдельно выяснить, существует ли в фирме определенный «дресс-код». Если таковой имеется – постарайтесь при выборе одежды его придерживаться. Если же особых требований нет – выберите чуть более парадный костюм, нежели тот, в котором ходите обычно: но руководствуясь в том числе и предполагаемыми требованиями к выбранной вами должности.

Также учтите, что в больших компаниях сроки «решений о принятии того или иного кандидата на работу могут быть несколько затянуты. И не получив ответа в один-два дня, не стоит сразу делать вывод, что ваша кандидатура не подошла. Но в этом случае желательно в конце собеседования постараться уточнить, в какой срок (хотя бы примерно) будет вам дан ответ, и возможно ли вам позвонить самому, или же только ждать ответа «с противоположной стороны».

…И по поводу «правильной мимики, жестов и слов». Опять-таки не исключено, что на собеседовании вас встретит некий психологизирующий тип, начитавшийся «разных умных книг про значения мимики и жестов» и сделавший это для себя основным критерием. Отнеситесь к этому тоже взвешенно. Возможно, человек просто не знает, что у разных людей одни и те же положения рук невольно означают разные вещи. И что открытые ладони далеко не всегда обозначают искренность, а сплетенные пальцы – намерение что-то скрыть. Поэтому не застревайте на каких-то определенных словах или жестах, которые «должны быть правильными» – сконцентрировавшись на них, особенно если они для вас непривычны, вы можете упустить общую нить разговора. Здесь разумнее руководствоваться только рамками общепринятой вежливости. А если в данной фирме персонал серьезно зациклен, скажем, на определенных жестах – то возможно, и вся работа превратится в экзамен, где за каждый «неправильный жест» у вас будут вычитать из зарплаты. Вот и подумайте – а стоит ли оно того?..